Содержание
Главная

Походы

Полезные
советы


Фото галерея

Гостевая книга

Приколы

Авторы

Трофеи

Ссылки
Статистика
Экстремальный портал vvv.ru


Контокки – Лува – Ногеус – Нюк

Описание маршрута









Маршрут проходился в августе 2011 года по низкой воде. Средства сплава – надувастики типа Нерпа и Севилор.
Маршрут, мягко говоря, не пользуется популярностью. Идея заехать в такую даль непонятно ради чего отпугивает многих туристов. Между тем, заброска весьма несложна: от Костомукши, куда ходит поезд из Петрозаводска, до места старта менее 15км по хорошей (по карельским меркам) грунтовке. Такси в городе навалом, платных автостоянок – тоже. Сплав по Контокки можно считать альтернативой р.Каменной, если вам лень заморачиваться с кучей разрешений от заповедника и погранцов. Можно, конечно, начинать и с Лувозера, но это ведь как-то неспортивно, не так ли?
Итак, в западном углу Курккоярви прямо у дороги есть несколько автостоянок, которые вполне подойдут для стапеля и даже ночёвки. Впрочем, всё озеро занято дачными товариществами, так что планировать заезд на выходные дни не очень разумно. Из восточного угла вытекает вполне себе приличная речушка, которая по ощущениям сопоставима, например, с Оловкой в среднем течении. Порожки не представляют сложности, нам здесь даже нигде не потребовалась проводка. Иногда встречаются упавшие в воду деревья, но мёртвых завалов они не образуют, везде есть чистые проходы. Южный берег Айттаярви занимает большая вырубка. Вода везде очень сильно цветёт. После озера река огибает высокую гряду, на которой целесообразно перекусить, поскольку за ней следует Грядовый порог, в котором нам попалось несколько лежащих поперёк русла деревьев (см фото). Да и сам порог по нашей воде мелковат. После двух небольших мини-озёр характер реки меняется: она становится уже, а значит, начинают попадаться деревья, занимающие собой всю ширину Контокки. Леса вокруг, преимущественно, еловые,  и пилить (а тем более – форсировать с разгона) упавшие в воду стволы надо очень аккуратно. На одном из сучков мы посадили в днище Севилора дыру сантиметров 35-40. Стоянок как таковых по берегам нет, однако мобильная группа может найти себе относительно ровную площадку практически везде. Почти сразу после озерца (там, где река меняет своё генеральное направление с восточного на южное) есть стоянка на левом берегу на окраине болота. К стоянке подходит хорошая тропа – по ней можно осмотреть длинный Большой Кондоккский порог на предмет наличия деревьев в русле. После порога река имеет спокойный характер вплоть до впадения в Лувозеро. Перед озером реку пересекает мост – это та самая дорога, по которой вы забрасывались на Курккоярви. Она ведёт в СОТ Лувозеро, дома которого следует оставить по левую руку и быстрее двигаться вдоль  берега на восток, так как западная часть озера не представляет из себя ничего особенного. А вот в районе самого узкого места Лувозера можно легко найти себе стояночку на пляже! (см фото) Далее до Лувы стоянок нет, ориентироваться в её широких плёсах относительно нетрудно, но нужно постоянно держать ухо востро, дабы не уплыть в глухой залив. Начинаются, пожалуй, самые рыбные места на всём маршруте. Есть рыболовные стоянки, иногда снуют моторки (но уже редко, кому охота переться со своей дачи в другой конец озера). После небольшой шиверки моторок уже нет вовсе, однако берега пока не располагают к тому, чтобы остановиться и порыбачить вдоволь.  После ещё нескольких плёсиков слышен шум порога Ковера. Порог достаточно мощный, но нетривиальный. Мы прошли без осмотра. На пороге и под порогом есть стоянки, но лучше уйти дальше, до стрелки Лувы и Вонки, и встать на небольшой гряде левого берега. Мы устроили здесь целых две днёвки, правда обе – по погодным условиям. От стрелки уже слышен шум Вонкапорога. Он немного мощнее Коверы, но при этом также нетривиален. Хотя за нетривиальностью иногда и скрывается угроза: мы, например,  умудрились кильнуть гружёный Севилор. Под порог уже приплывают рыбаки на моторках, на левом берегу есть две хорошие стоянки. Так безлюдно, как между порогами, уже не будет вплоть до восточной части Нюка. Выходим в Кимасозеро и идём вдоль левого берега. Западная часть озера также непривлекательна, есть горелые берега. Идём всё время вдоль берега, после узенькой протоки между ним и Кабиэсаари постепенно отклояемся правее и ищем место для стоянки. В зависимости от ветра, можно встать либо на самом острове (уже со стороны основной части озера), либо на мысу коренного берега. За мысом уже видны дачи СОТ Кимасозеро слева и вышка связи в деревне Кимасозеро справа. Держим курс на дачи, далее обходим Ахвенсаари слева. В протоке есть стоянки, но видимо с автомобильными подъездами. После Ахвенсаари пересекаем плёс и обходим длинный мыс, на самом конце которого есть стоянка. Напротив в заливе форелевое хозяйство и слышен шум автодороги на Костомукшу. Вдали уже видны очередные дачи. Здесь мы немного наплутали, поскольку утопили карту ещё на Вонкапороге… После дач и небольшого плёсика слышим шум Логикоски и чалимся перед порогом справа. Берега нехарактерные для Карелии – мелколиственный лес с небольшой примесью ели. Вся земля изрыта – рыбаки здесь копают себе червей. Небольшая группа может позволить себе перечалиться поближе к порогу, места хватает максимум на три-четыре байдарки. Вдоль порога по правому берегу идёт хорошая тропа для обноса и осмотра. Места загаженные, что неудивительно: рядом дорога и дачи. Порог мощный, но по нашей воде не представляющий из себя ничего сверхъестественного. Красивый слив, большие валы, неприятная шивера в конце. После Логикоски плёс, небольшая шиверка и короткий мощный порог Венкалмакоски прямо под мостами автомобильной и железной дорог. На входе в струе неприятный камень, на котором в очередной раз чуть было не кильнулся Севилор. Стоит ли говорить, что на пороге есть стоянка с автоподъездом. Далее до Нюка серьёзных препятствий нет, только пара шиверок и буйки очередного форелевого хозяйства. Через плёс после хозяйства на высоком левом берегу расположена турбаза Нюк, где можно пополнить свои запасы провианта. На берегу Нюка опять дачно, поэтому стараемся уйти как можно дальше на восток вдоль правого (южного) берега. За первым крупным островом вдали обнаруживаются очертания гигантских пляжей. Выбираем любой и становимся на него. (см фото)  Практически весь Нюк  усыпан пляжами, так что найти стоянку не представляет сложности.  Причем как на южном, так и на северном берегу. Часто рядом с пляжами есть избы, но хозяев можно ожидать разве что в выходные. Нюк – очень большое озеро, на котором преобладают западные ветры, так что с преодолением огромных плёсов не должно возникнуть проблем. Однако шторм, надо полагать, обычное дело для озера подобного размера. Заканчивать маршрут можно в Пизьмагубе, куда вплотную подходит автодорога из Костомукши. Здесь также дачи и в воскресенье вечером уехать в город не представляется чем-то сверхъестественно сложным.





 
© 1998