Каркасно-надувной
каяк "Паша" от Мастерской ФМК.
Предыстория.
...Начиналась моя водная карьера в бессознательном возрасте на среднем
месте в Т-2. По мере взросления пересел на то же самое место в Вуоксе-3.
Но количество вещей с каждым годом всё увеличивалось и увеличивалось, а
мой детский организм продолжал неуклонно расти. В конце концов, ноги
перестали помещаться под фартуком, и я решил обзавестись собственным
средством сплава, т.е. каяком. Каркасно-надувным... Выбор, даже в
Москве, мягко говоря, невелик: всего одна "фирма" да с десяток
энтузиастов. и всё же, я выбрал ФМК. Герметики мы у них покупали ранбше,
да и знакомые, год назад прикупившие "Пашу", остались удовлетворены. С
момента заказа до момента получения готового изделия проходит около
месяца. Лучше заказывать зимой или поздней осенью, тогда у них работы
меньше - сделают быстрее. При заказе попросите отодвинуть соски баллонов
к корме на 5-10 см, а то они попадают чётко под шпангоуты... Других
явных недостатков (до прочтения книги В.Юрина "Сольфеджио белой воды") я
не обнаружил.
Торжественный
спуск на воду.
В качестве первой каячной реки была выбрана тихая и спокойная Рессета.
Единственным "опасением дилетанта" было то, что эту трёхметровую
посудину начнёт болтать из стороны в сторону при прямой гребле. Ха-ха!
Скорость каяка (особенно если все вещи сбагрить байдарочникам) оказалась
"феноменальной". В конце похода я даже умудрился обогнать Т-3 с тремя
здоровыми мужиками из другой группы в борьбе за место под мостом для
антистапеля. Проблема крылась в другом: к перекусу первого дня у меня
почти полностью спустили баллоны. Наивный, я списал это на сжатие
воздуха при охлаждении... К вечеру спасительного газа в баллонах не
осталось вовсе, и поход превратился в непрерывное накачивание. В конце
концов, я сначала научился плавать (пардон - ходить!) со спущенными
баллонами, а потом - заправлять соски под шпангоут так, что воздух
практически не стравливался. Сходив на Ущу, я понял, что дальше так
продолжаться не может и, воспользовавшись годичной гарантией, сдал
шкурку в ремонт. Мужички из мастерской запросили неделю, но фактически
управились за сутки (это летом-то!). Молодцы...
Пороги,
пороги...
На мелководной карельской речушке Гумарине, как и на относительно
мощных порогах Лужмы судно показало себя с лучшей стороны. Маневренность
и лёгкость - основные достоинства любого каяка по сравнению со
сплавсредствами. При желании можно легко обойти все более-менее
серьёзные валы (на несложных реках). А редкие соприкосновения с камнями
протектор выдерживает, но лучше проложить хотя бы один слой пенки под
кильсон и под шпангоуты (стандартная "доработка" всех КНБ-шек), а также
в места соединения пистолетов стрингеров (баллоны протираются) и в места
крепления верхнего пояса стрингеров к шпангоутам (дека дырявится от
различных контактов). Ну и, конечно же, не кладите на дно ничего
твёрдого... Да, ещё относительно сложности порогов. В фирме заявленный
предел - IV к.с., но я думаю, и пятёрку с минусом эта посудина потянет.
При доработке, конечно... А доработка заключается в монтаже упоров
(бедренных, пяточных и спинных), а также в обустройстве нормального
сиденья...
Продолжение следует...
Обещанное
продолжение
В ходе эксплуатации появилась острая необходимость некоторых улучшений
конструкции.
Спинка. Я
снял подвесную спинку с Вуоксы, пришил к ней стропу подлиннее и протянул
к переднему шпангоуту - получилось очень удобно (поддерживается
поясница).
Коленные упоры.
Можно улучшить прямо в походе. Берёте кусок пенки в одну руку, изоленту
- в другую и подгоняете неудобные железяки под себя, чтобы было мягко и
удобно.
Сиденье. Я
пока не придумал, что делать с этим угловатым кильсоном - кладу дощечку
всё с той же Вуоксы и несколько слоёв пенки, хотя всё это не очень
хорошо...
Обвязка.
Спорный момент в плане безопасности. Для матрасных походов (до II к.с.)
- однозначно нужна. За неё очень удобно привязывать разные мелочи, да и
носить мокрый каяк на порядок практичнее. В более сложных путешествиях
всё зависит от Вас - хорошо и грамотно сделанная обвязка не должна
представлять угрозы для вашей жизни, но риск всегда существует...
В Тритоне можно заказать специальные петли на нос и корму, а также 4
петли на деку. Стоят они копейки, но ждать приходится довольно долго.
Все упомянутые петли надо сначала пришить, а затем приклеить - всё-таки
нагрузка довольно большая. Толщина верёвки выбирается ВАМИ: за толстую
приятнее держаться руками, тонкую удобнее вязать. Ещё на обвязку неплохо
бы пристегнуть пару карабинов (типа альпинистских) - при вылавливании
уплывшей от хозяев байдарки они явно не помешают.
Задний шпангоут.
Ощутимо мешает отклоняться назад и прижиматься спиной к деке (например,
при выполнении эскимосского переворота, тюленьего старта и т.д.). Скорее
всего, уже при заказе нужно попросить его немного... э-э-э... сплющить.
Правда, тогда съедается некоторый внутренний объём лодки...
И напоследок - про пороги. ВСЕ бочки весенней Мсты на этом каяке легко
пробиваются. Я специально лез во всё, что можно, но не было ни единой
предпосылки к оверкилю. На валы до полуметра вообще внимания не
обращал... Даже как-то под конец стало скучно...
Жоров Никита
|